Ход лошади тип хода лошади

Ход лошади тип хода лошади

Ход лошади тип хода лошади
СОДЕРЖАНИЕ
0

История

В древних шахматах эта фигура изображала собою «кавалерию» — всадника на коне. В процессе перевода наименований фигур всадник с коня пропал! Но не везде – во многих европейских странах коня продолжают называть наездником. Во Франции шахматный конь — это сavalier (кавалер), в Англии — knight (рыцарь). Отчасти это связано с тем, что в этих странах, в Средние Века, были рыцари, а уж как они любили играть в шахматы… Куда ж тут без рыцаря на доске?

А вот в других языках «человеческая составляющая» из этой фигуры пропала. У нас она называется просто «конь». А например, в Германии (springer), Польше (skoczek), Хорватии (skakač) название его переводится как «прыгун», «скакун».

А еще, в древние времена, были такие кони которые летали! Их называли «Пегасами». Наш конь дальний потомок Пегаса, он тоже умеет летать, но недалеко…

Основы аллюра

Если вы сядете в седло и попробуете двинуться вперед, то сразу почувствуете, как много движений совершает под вами скакун. У животного четыре ноги и все они совершают свое движение и свой такт. Одним словом это называется аллюр. Каждый из его видов дает свое ощущение скорости и движения, а также требует определенных действий от всадника. Наездник должен не просто управлять лошадью, а подстраиваться под ее движения, сохранять баланс, держать правильную посадку.

Для того, чтобы животное и всадник во время езды верхом слились в одно целое, конечно же, нужно знать все аллюры. Это слово в переводе с французского дословно означает – способ передвижения. Итак, сегодня различают три основных или естественных аллюра (шаг, рысь, галоп) и искусственные, которые вырабатываются у лошадей в процессе тренировки (испанский шаг, пиаффе, пируэт и т. д.).

Приручение коня (этап 1)

Один в поле воин

Те, кто читал предыдущие статьи, знает этот тип заданий. Наша цель – побить все шашки противника, уничтожая каждым ходом одну шашку. В итоге правильным решением, является решение с количеством ходов равным количеству шашек. Ход – шашка.

Напоминаю, что шашки это не шахматная фигура, и они у нас не ходят и не бьют.

Задание 1

Решение

Казалось бы – что тут сложного. Прыг да скок… Ан нет! Некоторые дети прям в ступор встают и не могут понять, как им прыгать конем. И вот тут то на помощь приходит паучек!

Если кто его не узнал – это обычный держатель для планшета. В нем ровно 8 лапок – по количеству ходов коня. Для доски 35 сантиметров (это маленькая доска) – подходит для 7-ми дюймового планшета, для 43 сантиметровой доски – 10-ти дюймовый паучек. Купить его можно в любом компьютерном магазине (ну или на худой конец – я покупаю в Ашане).

Поверьте – дети в восторге от него, но ….! Я обычно его отнимаю, как только вижу что ребенок понял как ходит конь. Из личного опыта, могу сказать, большая часть детей могут обойтись и без него, но (не забываем) – наша цель научить ВСЕХ детей играть в шахматы. И чем легче им будут даваться некоторые задания – тем больший шанс что ребенок полюбит шахматы. Мы не чемпионов растим – а детей развиваем.

Длительность помощи паучком – по пониманию ребенком хода конем. Некоторым надо одно задание, некоторым – все 3. Это индивидуально. Но самое главное – не упустить момент, когда ребенок начал видеть коня. Пусть ему еще сложно, но паука надо забирать. Честно – больше 3х заданий с пауком у меня бывало редко, чаще 2х заданий хватает.

Вернемся к нашему заданию – чаще всего дети, при его решении, уже к середине понимают как надо дальше двигаться конем. Они даже коня могут не просчитывать, а сразу ставят фигуру на поле куда она пойдет. И пусть! Их задача привыкнуть к коню. Даже если ни ход еще не выучили. Любой норовистый скакун должен сначала слиться с хозяином.

Задание 2

Решение

Это задание немного сложнее предыдущего. Потому что тут конь начинает перепрыгивать через шашки. Дело в том, что многие дети при изучении предыдущих фигур двигают фигуру по доске. Хотя я изначально выставляю требование, чтобы фигура поднималась НАД доской. Но увы – они этого не делают. Но тут вступает в действие конь, и… А тут коня надо поднимать, двигать по доске его не получится – фигуры попадают.

Самое сложное – раскрутиться на первой площадке. Помогать приходится часто. Далее ребенок начинает видеть ходы конем сам.

Задание 3

Решение

После предыдущего задания – это задание для отдыха. Никаких перескоков через шашки тут нет, линейный (практически) ход. После двух предыдущих заданий – это служит закреплением пройденного материала.

Ход лошади тип хода лошади

На самом деле, Вы можете придумать и свои задания для коня, главное чтобы решение было единственно-верным. И второго решения чтобы не было. Для тех, кто далек от педагогики – объясню. Весь курс изучения любого нового материала, строится на задачах «закрытого» типа. Это задачи, у которых есть единственно-верное решение.

Кратчайший путь

Данные задания призваны научить ребенка находить наиболее быстрый способ добраться фигурой «из пункта А в пункт Б». В заданиях этого типа целью является научиться пользоваться особенностями той фигуры, которую мы изучаем. В заданиях этого типа нужно заранее озвучить количество ходов, за которое будет достигнуто поле назначения (оно отмечено крестиком).

Предлагаем ознакомиться:  Сколько стоит самая дорогая лошадь в мире

Задание 1

Пройти до поля помеченного крестиком за 2 хода.

Решение

Самое простое задание. Главное в этом задании – проследить чтобы ребенок правильно нашел решение. Сложного тут нет ничего, чисто задача на затравку и интерес.

Задание 2

Решение

Ход лошади тип хода лошади

Это задание кажется легким только на первый взгляд. Очень много детей на нем спотыкаются. Трудность в том, что надо отпрыгнуть конем от цели, а затем вернуться назад. Но решение этой задачи дает понимание что конь не так прост как кажется. Но поверьте мне – это только начало… Дальше будет еще сложнее (для детей естественно).

Задание 3

Пройти до поля помеченного крестиком за 3 хода.

Решение

Редко кто из детей 6-8 лет решает ее сразу. Обычно на ней сидят минут 5, иногда 10, иногда 30… Сложность в том, что надо отпрыгнуть вообще в другую сторону от цели. А потом вернуться. Когда дети решают эту задачу – надо очень внимательно следить чтобы ребенок не ушел от решения и старался найти решение.

Иногда надо ребенка подталкивать к правильному варианту, иногда подсказывать, иногда делать первый ход. Напомню еще раз – нам надо чтобы у ребенка не исчезло желание заниматься шахматами. Нерешенные задачи отбивают тягу к шахматам, поэтому надо помогать, но в меру. Ребенок должен понимать что задачи не так просты как кажется, но они вполне ему по зубам.

Ну вот, я эти два типа заданий выделил отдельно, после их прохождения – ребенок должен уметь ходить конем. Этот этап – приручение. А теперь дрессировка коня.

Шаг – король аллюра

Почему этот вид движения лошади называют королем аллюров, ведь он не дает нагрузки на мышцы и никакого адреналина? Все дело в том, что шаг – это основа основ, с него начинается верховая езда. Он самый неторопливый и не подразумевает наличия фазы подвисания. Средняя скорость движения шагающего коня составляет не более 8 км/час. Однако именно на шаге можно увидеть все ошибки езды и начать тренинг.

Шаг – это четырехтактный аллюр. То есть, лошадь по очереди переставляет ноги. Если вслушиваться в звук движения, можно услышать четыре отдельных удара копытами. Но если рассматривать такое понятие, как темп, то на шагу он может быть разным. Все зависит от того, каким шагом двигается животное.

Различают три вида шага: короткий или собранный, средний и широкий или прибавленный. Разница между ними хорошо видна, особенно, если посмотреть на следы копыт. При коротком шаге следы задних копыт остаются от передних на достаточном расстоянии. При среднем – попадают на следы передних. При прибавленном — переступают следы передних.

Однако на разном виде шага по-разному выглядит и сама лошадь. При обычном движении у нее слегка опущена голова, шея вытянута, спина и мышцы расслаблены, голова плавно покачивается. При собранном скакун выше поднимает ноги, округляет шею, «собирается» в пояснице. При прибавленном животное также поднимает голову, делает размашистые движения ногами, вытягивает поясницу. Свободным шагом начинают и заканчивают любую тренировку.

Важно! Способности верховой лошади оцениваются на шаге. Так, наиболее гибким и пластичным считается тот скакун, который заступает задними копытами за следы от передних примерно на одно копыто.

Дрессировка коня (этап 2)

Лабиринт

Эти задания – самые-самые сложные из всего курса первоначальной подготовки. Бывают случаи – когда я их даю детям, которые уже умеют играть, и им тоже их сложно решить. А новичкам, которые только-только изучают шахматы – это самые сложные задания.

Напомню, лабиринт выстроенный на шахматной доске из белых шашек надо пройти до конца – до поля с крестиком. На поле помеченное крестиком я обычно ставлю черную шашку (ведь мы играем белыми, а черные наши враги). Бить белые шашки нельзя (это стенки лабиринта). Естественно при решении заданий конем – перепрыгивать стены можно.

У всех заданий, которые я дам ниже, будут свои названия. Я их придумал по ходу обучения, когда задавал детям. Им нравится – мне тоже.

Ход лошади тип хода лошади

И еще один совет – не пытайтесь решать задания за ребенка. Он догадается сам – поверьте мне. Но иногда надо подсказывать – без этого никуда. Иногда помогать намеками. Но, ни в коем случае не бросайте ребенка один на один с лабиринтом – он должен чувствовать поддержку, даже когда гуляет по такому опасному лабиринту.

Задание 1. Задача на упертость

Решение

В решении, само решение, я показал красным. А черным показан путь, которым обычно идут дети. ВСЕ дети идут этим путем. За все время, что я преподаю шахматы, им не пошли единицы (2-3 человека). Чаще всего им везло – они делали первый ход правильно и потом сразу решали задачу. Если первый ход сделан неправильно – то прямая дорога в тупик.

Теперь почему я задачу называю «Задача на упертость». Именно из-за этого черного пути. Не знаю, что смущает детей, но когда они оказываются рядом с вожделенной целью (красным крестиком) то они радуются, но когда начинают ходить дальше – встают в ступор. Начинают откатывать ходы назад, смотреть другие варианты… Но на моей памяти поменять первый ход догадалось 2 или 3 ребенка. Все остальные продолжали упираться и упираться в неправильном решении.

Чаще всего, я им помогаю, чтобы они не застряли окончательно. Но стараюсь сделать это не раньше чем через 10-15 минут после начала решения задания.

Предлагаем ознакомиться:  Бордоский дог характеристика породы

Задание 2. Конь умеет танцевать

Смешно? А тем не менее. Смотрите.

Решение

В этой задаче ложный (тупиковый) путь – не такой длинный. Дети быстро его отметают. Но их ждет другая неприятность – надо уметь танцевать конем. Достаточно часто они бросают гарцевание конем на пятачке, либо путаясь в полях, либо просто решив, что правильного пути там нет.

Вам следует внимательно следить за ребенком, чтобы он не сильно забросил своего коня, и подсказывать ему – что неплохо продолжить искать ходы дальше.

Задание 3. Ипподром

Где как не на ипподроме выкатывать коня? Здесь он катается кругами вокруг доски.

Решение

После решенных предыдущих задач – эта решается легче. Основная проблема в том – что когда мы подходим вплотную к полю с крестиком – нам надо продолжать двигаться дальше. И сделать почти два полных круга.

А в остальном этот лабиринт – не самый сложный по сравнению с предыдущими.

Перехитри часовых.

Дальнейшее развитие лабиринта – перехитри часовых. В данном виде заданий нам необходимо добраться до поля помеченного крестиком, но так, чтобы по пути к нему не попасть под удар фигур противника. Так как этап у нас для начинающих – то это только кони. И да – черные фигуры не ходят – только наш конь.

Еще хочу заметить одну особенность данного вида заданий. Дело в том, что в этих задачах все составлено специально так, чтобы кроме правильного хода конем, других ходов не было! Т.е. с каждого поля конь может сделать только два хода – на то поле откуда он пришел, и на то поле, которое стоит следующим в траектории движения. Т.е.

Задание 1

Решение

Главная трудность в решении этой задачи – не бояться черного коня на соседней клетке. Это самое сложное, что приходится преодолевать детям. Ну и еще – научиться видеть те поля, куда бьют неприятельские кони.

Ход лошади тип хода лошади

Задача 2

Решение

Опять же – учимся искать единственный верный ход, и перебарываем боязнь черного коня на соседней клетке.

Задание 3

Решение

Рысь

Рысь – это следующий по скорости аллюр после шага. Как ни странно, но многие новички называют его самым сложным для верховой езды. Это связано с тем, что при этом движении скакун уже находится в зоне подвисания. Поэтому всадник хорошо ощущает толчки копыт об землю. Для того, чтобы комфортно ездить на рыси, нужно двигаться в седле в такт скакуна.

Рысь – это двухтактный аллюр, при котором попеременно переставляются ноги парами по диагонали. Если прислушаться, то можно услышать лишь два удара копытами. Одновременно двигается задняя и передняя нога по диагонали, затем идет фаза подвисания и потом опять две ноги. Для того, чтобы попасть в такт движения коня, нужно на одном толчке приподняться над седлом и опуститься при толчке следующей пары ног. То есть, зависнуть над седлом в период подвисания самой лошади.

Рысь также имеет несколько видов: собранная, средняя, прибавленная и рабочая. В принципе все эти виды идентичны по своему описанию и видам шага. Также можно часто встретить такие понятия, как учебная рысь и облегченная. Но они касаются не движений животного, а посадки всадника. На учебной рыси всадник как можно плотнее сидит в седле, а на облегченной привстает в момент подвисания.

Важно! На ипподроме медленная рысь называется тротом, быстрая – размашкой. Также различают мах и призовую рысь.

Ристалище (этап 3)

Я назвал этот этап именно так – потому что тут у нас начинаются схватки с коням противника. И в результате его прохождения, ребенок должен выработать четкое понимание слабых сторон коня.

В этих заданиях нам тоже необходимо попасть на поле помеченное крестиком. Но главная трудность в том, что черный конь начинает ходить. И в то же время, это плюс в нашу сторону. Основная цель заданий – донести до ребенка то, что надо думать не только о своих фигурах, надо просчитывать ходы противника. Те, кто проходил прошлые задания – знают это. Напомню – перед тем как сделать свой ход надо подумать – а куда пойдет фигура противника?

Задание 1

Решение

В этой задаче все очень просто – сейчас черный конь защищает помеченную клетку, но следующим ходом он ее перестанет защищать. Нам достаточно только напасть на нее, а черный конь уйдет сам.

Задание 2

Решение

Задача аналогичная первой. Без комментариев.

Задача 3

Решение

Эта задача интересна тем, что решение как попасть на помеченное поле искалось в задании №3 «Кратчайший путь». И тем не менее дети этого не помнят. Тут все посложнее чем в предыдущих двух заданиях – надо посчитать каким ходом черный конь будет защищать поле – правильный отчет – каждым нечетным. Т.е. нам надо напасть на поле h1 четным ходом, чтобы черный конь в свою очередь ушел и перестал его защищать.

На самом деле, эта задача не так проста для детей, как Вам может показаться. Объяснения ребенку – мало помогут. Просто сделайте так, чтобы ребенок двигал фигуры. И белые и черные. Как уже писалось в более ранних статьях – чем больше двигаются фигуры по доске – тем быстрее они начинают двигаться в голове. Без этого никуда. А просто объяснениями – дети не поймут что Вы от них хотите.

Предлагаем ознакомиться:  Здоровье йорка и признаки его ухудшения

В этом задании, Ваша цель – ограничить фигуру противника, так, чтобы потом Вы смогли ее убить. При этом, черный конь ходит. Основной смысл этих заданий, в том, что ребенок должен научиться (пусть и не сразу) передвигать фигуры противника. И пытаться прогнозировать его ходы.

Попутно надо объяснять – конь фигура хоть и прыгучая, но очень малоподвижная. При некотором желании поймать коня – не такая сложная задача.

Ход лошади тип хода лошади

Задание 1

Решение

Конь в углу доски – наверное самая слабая фигура в шахматах. И поймать легко, и бояться его там совершенно незачем. Но для детей попытка поймать коня в углу – достаточно сложная задача сначала. В решении я специально показал ход, куда может пойти черный конь, и это надо показать ребенку тоже.

Вообще — конь в углу слаб (всего 2 хода), конь на краю доски – слаб (не 2, но всего 3-4 хода). Сила коня в середине доски, но ни в коем случае не на краю.

Задание 2

Решение

Конь на краю доски. Как уже писалось выше, он и тут слаб. Легко ловится. Черными линиями показаны возможные ходы черного коня, и эти два поля надо перекрыть.

Эту задачу дети решают обычно самостоятельно, но она посложнее чем первая. И поэтому, у них уходит чуть больше времени на нее.

Задача 3. Охота на мустанга

Решение

В этой задаче, на первый взгляд, решения нет… Так думают все дети. Но черный конь – ловится! Для этого надо стараться загнать коня на край доски, и не выпускать его оттуда.

Главный метод решения в том, что надо видеть куда пойдет черный конь. И стараться его вернуть назад. Ни в коем случае не выпускать коня в центр. Как только он выскочит на простор – Вы его уже не поймаете.

Ход лошади тип хода лошади

Задача из всех предложенных – достаточно сложная. Собственно, я обычно практикую опускание детей на землю после эйфории о легкости задач после предыдущих именно на ней. О снова о пользе ходов фигур на доске… Ребенок эту задачу в уме не решит. Взрослому то – и то сложно, а что говорить о детях?

Ну вот – слабые стороны коня мы изучили. Это ограниченность на краю доски, малоподвижность. Чем яснее дети поймут эти особенности коня – тем легче им будет им играть в дальнейшем. Причем осмысленно.

Галоп

Конечно, со словом галоп лошади у многих сразу же возникают ассоциации скорости, бега, полета, ветра в ушах. Однако именно этот аллюр так боятся новички. Хотя при правильной посадке он считается более легким, нежели рысь. Чтобы успешно усидеть в седле во время быстрого бега, нужно знать азы галопа.

Итак, это быстрый трехтактный аллюр, когда конь двигается следующим образом: сначала выносится одна задняя нога, потом вторая задняя и вместе с ней параллельная передняя. В конце ставится вторая передняя нога и следует фаза подвисания. Если слушать звук, то при таком движении мы будем слышать три удара копытами.

По скорости и захвату пространства выделяют:

  • манежный галоп (до 300 м/мин);
  • собранный (не неторопливый — более 200 м/мин);
  • средний (400-700 м/мин);
  • прибавленный или размашка (800 м/мин);
  • карьер (очень быстрый — 1000 и более м/мин).

Учимся нападать (этап 4)

Слабые стороны коня мы выяснили. А теперь надо научиться им нападать, и понять его сильные стороны. Начнем.

Напади на фигуру

В этих заданиях решения очень и очень простые. Необходимо просто напасть на черную фигуру, так, чтобы Вас эта фигура не убила. Но в случае с конем, это задание упрощается тем, что конь ходит так, как ни ходит ни одна фигура. А значит, тот на кого мы нападем – на Вас напасть не сможет. Помните – задание сделать один ход и только напасть. Не надо бить фигуру.

Решение

Решение

Это задание – банальная вилка конем. Но чтобы ее применять – надо ей научиться. Вот и учим детей вилке – напасть на две фигуры. Опять же – надо только напасть, но не бить фигуру. Дети часто хотят побить черную фигуру, но их надо останавливать. Ведь черные потом сделают свой ход.

Задание 1.

Решение

Задание 2.

Решение

Задание 3.

Решение

В этом задании на необходимо уже убить ту фигуру которая без защиты. Тут отрабатываем два навыка – способность видеть на кого нападает наш конь, и кого защищают черные фигуры.

Решение

Решение

Какой аллюр считается самым быстрым?

Галоп лошади – это вдохновляющее и возбуждающее занятие. Особенно, если это самый быстрый аллюр. Он называется карьер и является также трехтактным, но очень резвым. Важно при этом всаднику соблюдать правильную посадку и баланс, чтобы остаться в седле. Также часто при данном движении можно потерять контакт со скакуном и его контроль.

Двигаясь карьером, скакун максимально вытягивает тело, шея удлиняется, а ноги выбрасываются на всю длину. Обычно на таком аллюре ездят с укороченными стременами, чтобы всаднику легче было привстать над седлом. Именно такую посадку принимают жокеи на скачках.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector